Cплав в При­мор­ском крае по ре­ке Тиг­ро­вой из в Пар­ти­занск.

Об­зор спла­ва по Тиг­ро­вой, ви­део и ос­нов­ные мо­мен­ты.

1853
Видео: Сплав 2018

Под­го­тов­ка и сна­ря­же­ние

Так вы­шло, что ме­ня и мо­их дру­зей по­зва­ли по­участ­во­вать в спла­ве на май­ских вы­ход­ных, вер­нее один по­звал ме­ня, я по­звал тре­тье­го. Ре­ше­ние нуж­но бы­ло при­ни­мать до­воль­но быст­ро, за один день. Что бы­ло да­но: сплав на двух ка­та­ма­ра­нах, но­чу­ем две но­чи, плы­вём три дня, сна­ря­гой ча­стич­но обес­пе­чат, це­на – толь­ко пи­та­ние, бен­зин и ещё немно­го на нуж­ную сна­ря­гу. Ну в об­щем мы ре­бя­та без­от­каз­ные, та­кой шанс упус­кать нель­зя, и мы со­гла­си­лись.

На этом берегу мы провели первую ночь

В груп­пе уже бы­ло 5 че­ло­век (из Вла­ди­во­сток­ско­го клу­ба спе­лео­ло­гов), плюс нас 3 че­ло­ве­ка, ито­го 8, по 4 че­ло­ве­ка на ка­та­ма­ран.

Ре­бя­та (Рус­лан и Во­ва) бы­ли ма­тё­ры­ми по­ход­ни­ка­ми и хо­ро­шо зна­ли как рас­счи­тать на всех пи­та­ние, чтобы во­об­ще не чув­ство­вать го­лод. Пи­та­ние рас­счи­ты­ва­лось пя­ти­ра­зо­вым: зав­трак, ужин и два-три при­лич­ных пе­ре­ку­са. Та­ким об­ра­зом, о го­лов­ной бо­ли на те­му «а что мы бу­дем есть» мы за­бы­ли на всё вре­мя спла­ва. Зав­тра­ки и ужи­ны нуж­но бы­ло го­то­вить в ла­ге­ре на ко­ст­ре. Пе­ре­ку­сы – это бу­тер­бро­ды (хлеб, кол­ба­сы, кон­сер­вы), чай из тер­мо­сов и сла­до­сти.

Бы­ли ещё неко­то­рые несты­ков­ки по сна­ря­же­нию, но мы их ре­ши­ли пу­тём одал­жи­ва­ния друг у дру­га или зна­ко­мых, плюс ре­бя­та взя­ли из клу­ба кас­ки, вёс­ла и жи­ле­ты.

Что тре­бо­ва­лось каж­до­му:

  • гид­ро­ко­стюм (или бо­лот­ни­ки)
  • обувь (бо­тин­ки на сплав)
  • кас­ка
  • вес­ло (я взял два от лод­ки)
  • спа­са­тель­ный жи­лет
  • спаль­ник и пен­ный ков­рик
  • па­лат­ка
  • пер­чат­ки
  • гер­мо­ме­шок для ве­щей и хо­ро­шие боль­шие му­сор­ные меш­ки

Вот немно­го хо­ро­шей и нуж­ной сна­ря­ги для спла­ва

Я при­мер­но пред­став­лял, что та­кое сплав, вер­нее у ме­ня уже был один очень лай­то­вый сплав по Стек­ля­ну­хе, но об­но­сить де­ре­вья при­хо­ди­лось, по­это­му я при­ки­нул, что нор­маль­ный гид­ро­ко­стюм или во­об­ще что-ли­бо, что жал­ко рвать ту­да на­де­вать не сто­ит. Де­ло в том, что на ре­ке 100% вы най­дё­те де­ре­вья, «рас­чёс­ки» (го­ри­зон­таль­но ле­жа­щее де­ре­во над во­дой с вет­ка­ми на­прав­лен­ным вниз), вам при­дёт­ся про­ла­зить через бу­ре­ло­мы, за­но­сы и тас­кать ка­та­ма­ран. Ве­ро­ят­ность по­рвать ко­стюм 75%. Я ре­шил не пор­тить ко­стюм и взял для спла­ва бо­лот­ни­ки (ре­зи­но­вый ком­би­не­зон) и не про­га­дал, мне не при­хо­ди­лось по утрам на­де­вать мок­рый хо­лод­ный гид­ро­ко­стюм и про­во­дить в нём весь день.

В пят­ни­цу, ве­че­ром все бы­ли го­то­вы, по пла­ну был вы­езд в суб­бо­ту из Вла­ди­во­сто­ка – в 6 утра.

День пер­вый

Сто­ит от­ме­тить на чём мы еха­ли. Бы­ло три ма­ши­ны: Subaru Forester, Honda HR-V и, и... Mazda Demio. 4WD бы­ло толь­ко у фо­ре­сте­ра. Марш­рут был та­кой Вла­ди­во­сток – Смо­ля­ни­но­во – Ани­си­мов­ка - Тиг­ро­вый.

До Ани­си­мов­ки уло­жен иде­аль­ный ас­фальт, а даль­ше до Тиг­ро­во­го рез­ко на­чи­на­ет­ся уби­тая грун­тов­ка (о су­ще­ство­ва­нии хо­ро­шей объ­езд­ной до­ро­ги мы не зна­ли).

За па­ру дней пе­ред вы­ез­дом про­шел хо­ро­ший за­тяж­ной дождь, по­это­му со­сто­я­ние грун­то­вых, а вер­нее лес­ных зем­ля­ных до­рог мож­но пред­ста­вить, а мы еха­ли в Demio ;).

Марш­рут Ани­си­мов­ка – Тиг­ро­вое был са­мым слож­ным, нуж­но бы­ло про­ехать несколь­ко раз бро­ды, по­то­нуть в лу­жах и по­ко­вы­рять­ся в гря­зи тя­гая ма­ши­ны. На воз­ню в гря­зи ушло при­мер­но 1 - 1,5 ча­са.

Demio Са­ни та­ких до­рог ещё не зна­ла, он толь­ко вы­ли­зал ма­ши­ну, по­ме­нял дверь и недав­но сме­нил мас­ло. В ито­ге он хо­ро­шо пош­кря­бал дно, от­стег­нул­ся зад­ний бам­пер, от­ло­ма­лось креп­ле­ние пе­ред­не­го бам­пе­ра (са­мое на­ча­ло ви­део).

До точ­ки стар­та до­бра­лись при­мер­но к 12 ча­сам и на­ча­ли быст­ро со­би­рать ка­та­ма­ра­ны. Бы­ло до­воль­но ин­те­рес­но узнать, как вя­зать ра­му при по­мо­щи ре­зи­нок из ав­то­мо­биль­ных ка­мер и ве­рёв­ки. Чтобы нам жизнь мё­дом не ка­за­лась, в ле­су бы­ло мно­го кле­щей, и по­ка мы со­би­ра­ли ка­та­ма­ра­ны бы­ло об­на­ру­же­но их штук 8.

Ко­гда ка­та­ма­ра­ны бы­ли со­бра­ны, ре­бя­та ото­гна­ли ма­ши­ны к мест­но­му зна­ко­мо­му в Тиг­ро­вом.

Пе­ред спла­вом устро­и­ли пе­ре­кус, бы­ло уже око­ло час дня. По­ели и по­плы­ли…

Рас­сад­ка бы­ла немно­го стран­ная, са­мые опыт­ные ре­бя­та (Рус­лан, Во­ва ,Егор, Сю­зан­на) плы­ли на од­ном ка­та­ма­ране, а я, Са­ша, Же­ня и Яро­слав на дру­гом (из нас ни­кто рань­ше не сплав­лял­ся).

Ре­ка бы­ла не очень ши­ро­кая, мут­ная, те­че­ние до­ста­точ­но ин­тен­сив­ное, на­пом­ню, что недав­но про­шли до­жди. На ре­ке бы­ло пол­но упав­ших де­ре­вьев, «рас­чё­сок» и за­то­ров. Пер­вый день был са­мым хар­до­вым. На­ша ско­рость по те­че­нию ко­ле­ба­лась от 4 до 9 км/ч.

На ви­део по­чти нет это­го хар­да, по­то­му что сни­мать и во­об­ще как-то об­ра­щать вни­ма­ние на ка­ме­ру бы­ло неко­гда, нуж­но бы­ло по­сто­ян­но гре­сти от за­но­сов, уво­ра­чи­вать­ся от ве­ток, вхо­дить в по­во­ро­ты. В од­ном ме­сте мы не спра­ви­лись и по­па­ли под раз­да­чу тол­стых ве­ток. Я встре­чал их но­га­ми впе­рёд, Же­ня си­дел за мной и ему при­ле­те­ло очень хо­ро­шо, он чуть не сло­мал па­лец и вы­ро­нил вес­ло, ко­то­рое ушло по те­че­нию (по­это­му бе­ре­ги­те вёс­ла, вы их не до­го­ни­те), мы лишь про­во­ди­ли его взгля­дом. Мы оста­но­ви­лись на бе­ре­гу, Же­ня пе­ре­во­дил дух и боль. Из ве­ток и скот­ча мы сма­сте­ри­ли но­вое вес­ло и по­плы­ли даль­ше.

Па­ру раз до­воль­но дол­го и слож­но об­но­си­ли за­ва­лы. Был и пе­ре­во­рот и все по­пла­ва­ли в во­де. Сей­час чуть по­дроб­нее об од­ном ме­сте, где все ис­пу­га­лись.

По пу­ти бы­ло де­ре­во по­пе­рёк, оно ле­жа­ло очень низ­ко над во­дой. Те­че­ние за­тя­ги­ва­ло под него, а прой­ти под ним ме­ста не бы­ло, ре­ка в том ме­сте бы­ла уз­кая, а те­че­ние силь­ное. Точ­но не знаю как бы­ло у ре­бят впе­ре­ди, они рас­ска­зы­ва­ли,  что  их пе­ре­вер­ну­ло вверх дном. У нас бы­ло так, что мы во­ткну­лись в де­ре­во, а за­тем мощ­ное те­че­ние ста­ло нас за­тя­ги­вать, один борт под­нял­ся, и все кро­ме Же­ни упа­ли в во­ду. Я ушел с го­ло­вой под во­ду, про­шел под де­ре­вом и вы­плыл на бе­рег, на­брав пол­ный ре­зи­но­вый ком­би­не­зон во­ды, это лит­ров 50. На бе­ре­гу я и лёг на уклон вниз го­ло­вой, чтобы вы­лить во­ду.

Хо­ро­шо что мы нор­маль­но при­вя­за­ли ве­щи к ра­ме, ина­че бы мы их со­би­ра­ли всю до­ро­гу. Од­на­ко, мой тер­мос всё же вы­пал и уже ухо­дил по те­че­нию, но хо­ро­шо что ни­же уже бы­ли на­ши ре­бя­та, ко­то­рые его спас­ли, бы­ло бы очень обид­но по­те­рять две сво­их ве­щи в са­мом на­ча­ле спла­ва (моё вес­ло мы так и не на­шли).

По­сле это­го шо­ка бы­ло ре­ше­но прой­ти еще не мно­го по ре­ке и оста­но­вить­ся пе­ре­ве­сти дух, пе­ре­ку­сить и про­су­шить­ся. На­шли нор­маль­ный бе­рег, и Яро­слав-пи­ро­ман тут же под­жёг ко­стёр, я не стал те­рять вре­мя, так как был аб­со­лют­но мок­рым по­сле пла­ва­ния под де­ре­вом, ски­нул бо­лот­ни­ки, слил во­ду, вы­вер­нул их, вы­та­щил стель­ки. Бы­ло теп­ло, об­ду­вал ве­те­рок, солн­це гре­ло хо­ро­шо и одеж­да сох­ла быст­ро. Нос­ки я су­шил у ко­ст­ра, фут­бол­ка и шта­ны сох­ли на мне. Ито­го ми­нут за 40 мне уда­лось вер­нуть се­бе ком­форт – всё от­лич­но вы­сох­ло. Ре­бя­та в гид­ра­чах гре­лись у ко­ст­ра. Мы по­пи­ли чаю с бу­тер­бро­да­ми и по­плы­ли даль­ше.

Про­плы­ли ещё ча­са 3, нам нуж­но бы­ло до­брать­ся до Бров­ни­чей и пе­ре­но­че­вать в том рай­оне. По пу­ти боль­ше та­ких опас­ных про­ис­ше­ствий не бы­ло. Спо­кой­но до­плы­ли до нуж­но­го рай­о­на, на­шли хо­ро­ший бе­рег для ла­ге­ря, где бы­ло до­ста­точ­но мно­го дров. Сде­ла­ли очаг, су­шил­ку, по­ста­ви­ли па­лат­ки, при­го­то­ви­ли ужин и си­де­ли у ко­ст­ра.

Это был день ко­то­рый я бы на­звал «хард».

День вто­рой

Пе­ре­но­че­ва­ли хо­ро­шо, но­чью не бы­ло мо­ро­за и вет­ра, а утром не бы­ло сы­ро­сти. Утром спо­кой­но вста­ли, при­го­то­ви­ли зав­трак, за­пра­ви­ли тер­мо­сы ча­ем, со­бра­ли ве­щи, под­ка­ча­ли гон­до­лы, и уже бо­лее на­дёж­но пе­ре­мо­та­ли ве­щи. Ча­сов в 10 от­плы­ли. Да­лее нас ждал уже бо­лее по­пуляр­ный ту­ри­сти­че­ский марш­рут – сплав через уще­лье "Ще­ки Дар­да­нел­лы". По пу­ти мы ви­де­ли мно­го ту­ри­стов на бе­ре­гах.

Ме­сто дей­стви­тель­но кра­си­вое, от­вес­ные ска­лы, ре­ка, сре­ди кам­ней и скал цвёл ро­до­денд­рон и мы та­кие плы­вём по это­му уще­лью. Сплав в этой мест­но­сти со­всем не опас­ный, но ин­те­рес­ный, там бы­ли пе­ре­ка­ты, кам­ни, раз­вил­ки ре­ки, всё это мы за­сня­ли на ви­део, так что пи­сы­вать тут нече­го.

Един­ствен­ное опас­ное ме­сто уще­лья – это раз­во­рот на 90 гра­ду­сов, где ре­ка бьет в от­вес­ную ска­лу и рез­ко по­во­ра­чи­ва­ет впра­во. Не бы­ло бы страш­но, ес­ли бы она би­ла про­сто в ров­ную ска­лу, но там ре­ка за­хо­дит под ска­лу при­мер­но мет­ра на два-три, а края ска­лы ост­рые. Так что ес­ли за­тянет, то это ка­та­стро­фа. Нам ещё с бе­ре­га крик­ну­ли ре­бя­та, что недав­но там груп­па «оста­ви­ла» ка­та­ма­ран, чи­тай раз­би­ла в хлам. Бы­ло ре­ше­но об­не­сти этот раз­во­рот. Мы под­плы­ли по­бли­же и без­опас­но про­та­щи­ли ка­та­ма­ра­ны через тра­ву.

В прин­ци­пе на этом са­мая ак­тив­ная фа­за спла­ва за­кон­чи­лась. Оста­ток дня мы про­ве­ли в ос­нов­ном в ле­жа­чем по­ло­же­нии, ле­ни­во под­гре­бая вёс­ла­ми, хо­тя ино­гда, ко­неч­но слу­ча­лись экс­т­рим-ме­ста, но это уже был не тот хард пер­во­го дня, во-пер­вых ре­ка уже бы­ла на­мно­го ши­ре, во-вто­рых те­че­ние бы­ло по­сла­бее. По пу­ти сде­ла­ли один пе­ре­кус, по­за­го­ра­ли. Те­че­ние не спе­ша нес­ло нас, а мы на­сла­жда­лись ви­да­ми по­лей дель­ты ре­ки.

Бли­же к ве­че­ру, ча­сов в 6 мы во­шли в устье ши­ро­кой р. Пар­ти­зан­ская и наш ход стал со­всем уны­лым, не бо­лее 5 км/ч. Ре­ка Пар­ти­зан­ская до­ста­точ­но ши­ро­кая, мет­ров 40. Солн­це уже за­ка­ты­ва­лось, в ли­цо нам дул хо­лод­ный ве­тер, и мы уже ста­ли ис­кать бе­рег для ноч­ле­га. Ре­бя­та на­шли от­лич­ное ме­сто, за­кры­тое от вет­ра, это был ост­ров на ре­ке. Дров бы­ло до­ста­точ­но, кле­щей не бы­ло, ров­ные ме­ста под па­лат­ки на­шлись. Сде­ла­ли от­лич­ный очаг, ска­мей­ки, су­шил­ку. При­го­то­ви­ли ужин, по­ели и по­об­ща­лись у ко­ст­ра. Ста­ло ощу­ти­мо хо­ло­дать, ино­гда про­би­вал­ся ве­тер. К по­лу­но­чи мы разо­шлись спать.

В этом лагере мы провели вторую ночь

Этот день я бы ха­рак­те­ри­зо­вал, как «экшн+лайт». Т.е. пер­вая по­ло­ви­на дня – эшкн, вто­рая –лайт.

День тре­тий

Но­чью бы­ло до­ста­точ­но про­хлад­но, я встал в 6 утра, бы­ло пас­мур­но с про­блес­ка­ми солн­ца и да­же немно­го по­мо­ро­си­ло. По­сте­пен­но я на­чал бу­дить ре­бят шо­ро­ха­ми и бро­же­ни­ем по ла­ге­рю (до­го­ва­ри­ва­лись ведь что  подъ­ем в 6). Все просну­лись, сде­ла­ли зав­трак и до­ста­точ­но быст­ро со­бра­лись и от­плы­ли.

У нас был план, что к 13:30 нам нуж­но быть в Пар­ти­зан­ске, чтобы во­ди­те­ли успе­ли на днев­ную элек­трич­ку, до­е­ха­ли до стан­ции, где оста­ви­ли ма­ши­ны и вер­ну­лись за на­ми.

Уто­ром, ко­гда мы вы­шли на от­кры­тую ре­ку ещё бы­ло солн­це, но в ли­цо нам по­сто­ян­но дул хо­лод­ный ве­тер, бы­ло хо­лод­но. А поз­же и во­все ста­ло пе­чаль­но, небо за­тя­ну­лось, ве­тер стал силь­нее, он дул про­тив те­че­ния нам в ли­цо, и га­сил и без то­го на­шу неболь­шую ско­рость.

Мы гре­лись как мог­ли, в ос­нов­ном ин­тен­сив­ной греб­лей. Был один опас­ный мо­мент. Уже не да­ле­ко от точ­ки фини­ша был же­лез­но­до­рож­ный мост, где мы впи­ли­лись ак­ку­рат в опо­ру мо­ста, за­не­сён­ную ко­ря­га­ми. Нас мощ­но при­би­ло к опо­ре и Са­ня по­жерт­во­вал сво­им ком­фор­том, он за­лез по по­яс в во­ду чтобы от­толк­нуть ка­та­ма­ран. Ему бы­ло не по­за­ви­до­вать, он был в ко­стюм­чи­ке 3 мм в хо­лод­ной во­де, в лёг­ких неопре­но­вых ко­рот­ких туф­лях. Он силь­но за­мёрз, его об­ду­вал хо­лод­ный ве­тер, и солн­ца не бы­ло. Он грел­ся: греб­лей, ве­ло­си­пе­дом, ча­ем.

На­ко­нец мы до­плы­ли до пунк­та на­зна­че­ния, до мо­ста в п. Ло­зо­вой (воз­ле Пар­ти­зан­ска). Трое во­ди­те­лей по­шли ло­вить опут­ку до Пар­ти­зан­ска, осталь­ные оста­лись сво­ра­чи­вать сна­ря­же­ние.

Всё про­шло как нель­зя луч­ше, ре­бя­та прак­ти­че­ски сра­зу пой­ма­ли ма­ши­ну на трас­се, при­е­ха­ли в Пар­ти­занск, на­трес­ка­лись в мест­ной сто­лов­ке и се­ли на элек­трич­ку. Без про­блем и очень быст­ро они вер­ну­лись за на­ми и мы по­мча­лись до­мой, по хо­ду осмат­ри­вая ме­ста где про­плы­ва­ли.

Вы­во­ды и рас­суж­де­ния

Ито­го по ре­ке мы про­плы­ли по­ряд­ка 70 ки­ло­мет­ров, каж­дый из нас про­ел 1000 руб­лей, на транс­порт по­тра­ти­ли по 300-400 руб­лей. На ор­га­ни­за­ци­он­ные сбо­ры (зап­ча­сти для ка­та­ма­ра­на) по 400 руб­лей, ИТОГО при­мер­но по 2000 с че­ло­ве­ка вы­шло.

Трек сплава от Тигрового до Партизанска

Так как сплав был у на­шей под­груп­пы был в пер­вый раз, то мы сде­ла­ли неко­то­рые вы­во­ды.

Вы­во­ды

  1. Кас­ка ка­пец как нуж­на. Всем очень при­лич­но при­ле­та­ло по го­ло­ве вет­ка­ми;
  2. Жи­лет то­же нуж­нен, да­же ес­ли ты в гид­ро­ко­стю­ме. Те­че­ние мо­жет за­тя­ги­вать под во­ду;
  3. Вёс­ла нуж­ны имен­но для спла­ва, от лод­ки не по­дой­дут. Для спла­ва нуж­ны ши­ро­ки вёс­ла с Т-об­раз­ной ру­ко­ят­кой и, же­ла­тель­но, не то­ну­щие;
  4. На­де­вать гид­ро­ко­стюм ко­то­рый не жал­ко, ли­бо на­де­вать что-то, что не жал­ко по­верх ко­стю­ма;
  5. Нуж­но брать за­пас­ные вёс­ла. В пу­ти од­но сло­ма­ли, дру­гое по­те­ря­ли;
  6. Бо­лот­ни­ки под­хо­дят для спла­ва луч­ше гид­ро­ко­стю­ма;
  7. Но­ги долж­ны быть в теп­ле (хо­ро­шие тол­стые неопре­но­вые бо­ты);
  8. От греб­ли очень хо­чет­ся мно­го жрать.

Ес­ли Вам ин­те­рес­но сле­дить за де­я­тель­но­стью груп­пы, то мо­же­те под­пи­сать­ся на Instagram WildMen.ru

Бе­ре­ги­те при­ро­ду, мать ва­шу!

Ну и хо­те­лось бы в оче­ред­ной раз при­звать не остав­лять по­сле се­бя му­сор, его мож­но сжечь в ко­ст­ре, кон­серв­ные бан­ки то­же мож­но ки­нуть в огонь, они об­го­рят и быст­ро по­том за­ржа­ве­ют и сгни­ют. Стек­лян­ные бу­тыл­ки на­до за­би­рать с со­бой. Ко­стёр за­ли­ва­ем во­дой. Вот и всё, ва­ша со­весть бу­дет чи­ста!

Спа­си­бо за вни­ма­ние, хо­ро­ше­го от­ды­ха!

Виталий Барышников

Виталий Барышников

Группа: Administrator

Автор идеи и разработчик сайта, а также любитель активного отдыха, спорта и природы.

Комментарии ()

Ваше имя будет рядом с комментарием.
Вводите реальный e-mail, на него придёт уведомление, если вам ответят.